Оскары исторически игнорировали хоррор: игра Деми Мур в «Субстанции» может изменить ситуацию
С момента первой церемонии вручения премии «Оскар» в 1929 году лишь восемь фильмов ужасов удостоились номинации на «Лучший фильм». Среди них — номинант этого года, «Субстанция». Однако, согласно данным Yahoo, шансы фильма на победу невелики. За всю историю «Оскара» только один фильм ужасов — «Молчание ягнят» — смог завоевать эту награду, и это произошло более тридцати лет назад. Тем не менее, «Субстанция» с Деми Мур в главной роли может повлиять на мнение Академии.
В фильме Деми Мур играет Элизабету Спаркл, актрису, которую увольняют с фитнес-шоу в день её 50-летия. Отчаявшись, она вводит себе загадочную субстанцию, обещающую превратить её в улучшенную версию самой себя. Героиня идёт на крайние меры, чтобы вернуть любовь и обожание, которые когда-то дарил ей Голливуд.
Профессор кино и телевидения Колумбийского колледжа Чикаго Зоран Самарджия отмечает, что сатирическая составляющая «Субстанции» могла привлечь внимание членов Академии, как это было с другими фильмами, критикующими шоу-бизнес, — такими как «Бульвар Сансет» и «Малхолланд Драйв». «Фильм поднимает тему плохого обращения с женщинами, — добавил он. — Несмотря на гротескность, в нём есть сатирический элемент, который делает его интеллектуальным».
Фильмы ужасов редко получают признание на «Оскаре», что удивляет многих, ведь создание по-настоящему пугающего кино требует мастерства актёров, продуманного сюжета и уникальной визуальной стилистики. Однако это не говорит о недостатках жанра. По мнению Самарджии, Академия в последние годы отдаёт предпочтение драмам, что касается даже комедий, которые чаще побеждали на ранних церемониях.
С 2009 года количество номинантов на «Лучший фильм» увеличилось с пяти до десяти, что открыло дорогу для представителей разных жанров. Тем не менее, за это время лишь три фильма ужасов были номинированы в этой категории: «Чёрный лебедь», «Мы» и «Субстанция».
История «Оскара» знает немало случаев, когда актёрские работы в жанре ужасов оставались без внимания. Лишь четыре актрисы получили награду за роли в фильмах ужасов: Рут Гордон за «Ребёнка Розмари» (1969), Кэти Бейтс за «Мизери» (1990), Джоди Фостер за «Молчание ягнят» (1991) и Натали Портман за «Чёрного лебедя» (2010). Поэтому нынешний статус Деми Мур вызывает особый интерес, особенно на фоне её побед на «Золотом глобусе», Critics Choice Awards и SAG Awards.
«Субстанция» выделяется среди других фильмов ужасов своей эксцентричностью и необычностью. К финалу зрители погружаются в мир телесного ужаса, наполненный кровью и хаосом, что резко контрастирует с более сдержанными работами, за которые ранее награждали актрис.
«Думаю, „Субстанция“ — это, вероятно, самый визуально интенсивный фильм ужасов, когда-либо номинированный на „Оскар“, — отметил Самарджия, подчеркнув, что сила фильма во многом заключается в „мощной игре Деми Мур“. Актриса, известная на протяжении десятилетий, пользуется уважением в Голливуде и наконец получает признание, которое многие считают заслуженным.
На церемонии вручения «Золотого глобуса» Мур поделилась, что 30 лет назад продюсер назвал её «актрисой для попкорна», из-за чего она почувствовала, что награды для неё недоступны. «Я воспринимаю это как знаковый момент, который вдохновляет меня», — сказала она. Её речь стала вирусной и усилила поддержку её дальнейших побед.
Даже если «Субстанция» не получит «Оскара», фильм уже собрал в прокате впечатляющие 77 миллионов долларов. Жанр ужасов продолжает набирать популярность: его доля на рынке выросла с 4,87% в 2013 году до 10,08% в 2023 году. 2024 год также обещает быть успешным для жанра благодаря таким проектам, как «Носферату», «Длинные ноги» и «Улыбка 2».
Стриминговый сервис Shudder, специализирующийся на фильмах ужасов, открывает новые возможности для независимых и малобюджетных проектов, помогая им находить аудиторию. Нишевый жанр телесного ужаса может стать более популярным, поскольку создатели стремятся повторить успех «Субстанции», а дистрибьюторы осознают, что зрители готовы принимать и даже наслаждаться высокой степенью жестокости. «Жанр ужасов достаточно рентабелен, чтобы никогда не умирать», — заключил Самарджия, сравнив его с неуничтожимостью самых зловещих злодеев. Деми Мур и «Субстанция» вдохнули в этот жанр новую жизнь.