Рейтинги «Оскара» намекают: церемониям награждения недолго осталось на ТВ
Праздник независимого кино! Именно так можно охарактеризовать триумф фильма «Анора» на 97-ой церемонии вручения премии «Оскар 2025«. Шон Бэйкер, теперь уже четырехкратный лауреат, завершил вечер надеждой на светлое будущее для маленького, но живучего мира независимого кино.
Но в то время как кинематограф ликует, телевизионному миру, возможно, стоит задуматься. Недавняя церемония «Оскар» показала, что рост аудитории затормозился после трех лет подъема, не позволив самой популярной (как правило) неспортивной трансляции достичь допандемийного уровня.
«Оскар» на плато: что говорят цифры?
После четырехлетнего максимума в 19,5 миллионов зрителей в 2024 году, воскресная трансляция «Оскара» собрала около 19,7 миллионов зрителей на канале ABC и в прямом эфире на Hulu, согласно данным Nielsen. Хоть это и 1% рост и еще один постпандемийный максимум, это также и настораживающее отсутствие динамики в год, который казался готовым к большему.
Эти цифры развеяли надежды на то, что церемония «Оскар» сможет достичь допандемийной аудитории, что казалось возможным после нескольких лет роста. Общее падение аудитории в этом году ставит «Оскар» на 17% ниже уровня 2020 года (23,6 миллиона) и на 43% ниже показателя 2016 года (34,4 миллиона).
Кажется, что два тренда, наметившиеся в этом сезоне наград, вызывают беспокойство: сами церемонии становятся все лучше и интереснее, но рейтинги либо выходят на плато, либо падают.
От «Золотого глобуса» до «Грэмми»: картина неоднородна
«Золотой глобус» в январе с дебютным и уверенным ведением Никки Глейзер, неожиданными победами в нескольких категориях и атмосферой бесшабашности и легкой нетрезвости, которая делает «Вечеринку года Голливуда» (зарегистрированный товарный знак) увлекательной для просмотра, прошли на ура.
Но третья трансляция «Золотого глобуса» с момента возвращения в эфир (и первая, произведенная компанией Dick Clark Productions) затормозила после роста аудитории на 50% в 2024 году, упав на 2% до 9,3 миллиона зрителей (снижение на 50% по сравнению с 2016 годом) и оставшись на прежнем уровне в демо-группе 18-49 лет – 1,8.
Премия «Грэмми», прошедшая в феврале, запомнилась несколькими звездными выступлениями и победами, порадовавшими публику, но, тем не менее, собрала всего 15,4 миллиона зрителей, что на 9% меньше, чем в 2024 году, и на 38% меньше, чем в 2016 году. Однако, как и в случае с «Золотым глобусом», крупнейшее музыкальное событие удержало свои позиции в группе зрителей 18-49 лет, упав всего на десятую долю до 3,9 рейтинга.
«Оскар» и молодежь: есть ли надежда?
Как было отмечено ранее, общая аудитория «Оскара» сократилась, но, что удивительно, вопреки тенденциям, рейтинг в возрастной группе 18-49 лет вырос на 19%, с 3,92 в 2024 году до 4,54 – это самый высокий показатель «Оскара» в этой ключевой демографической группе с 2020 года.
Еще более многообещающие новости: «Оскар» достиг пятилетнего максимума в 3,17 среди взрослых в возрасте 18-39 лет. Этот скачок популярности у молодой аудитории, вероятно, был вызван первой прямой трансляцией церемонии в интернете (несмотря на крупные сбои) через Hulu, но Nielsen не предоставил данных о разделении между теле- и онлайн-просмотром.
С одной стороны, шоу награждений, возможно, достигли предела роста аудитории в рамках телевизионного ландшафта, который продолжает сокращаться с каждым годом. С другой стороны, относительно высокий показатель «Оскара» среди молодых демографических групп показывает, что те, кто не регулярно смотрят телевизор, все еще могут смотреть шоу награждений, если они официально доступны через источники, отличные от линейного телевидения.
«Золотой глобус» и «Грэмми» уже некоторое время доступны для просмотра в прямом эфире онлайн, но не показали значительного роста. Возможно, «Оскар» привлек больше представителей поколения Z и миллениалов, которые хотели увидеть возвращение Конана О’Брайена на телевидение, поболеть за Тимоти Шаламе или узнать, выиграет ли «Эмилия Перес» что-нибудь после онлайн-драмы.
Независимо от причин, рейтинги могут еще больше стимулировать Академию к переносу шоу из своего давнего дома на ABC в более зеленые, онлайн-ориентированные платформы. Будущее за стримингом? Похоже, что да.